Реле Контроля и Защиты (РКЗМ).
Было разработано и подвергалось многократным модификациям в период с 1994 по 2008 г.г.
Реле обеспечивает токовую защиту по трем фазам электродвигателя от перегрузки, недогрузки, повышенного дисбаланса токов и неполнофазного режима.
Конструктивно разделено на реле и пульт управления для считывания данных и программирования реле. Имеет минимальный набор программируемых параметров, отличается простотой монтажа и технического обслуживания.
Реле явилось первым изделием, основанным на применении микропроцессорных устройств и цифровой обработки сигналов, чем выгодно отличалось от существовавших на тот момент аналоговых устройств. Новые качества реле, заложенные его разработчиком, обеспечили его конкурентоспособность и быстрое продвижение на рынке. В числе этих преимуществ можно выделить следующие:
1. Высокая точность
Максимальную чувствительность и точность реле обеспечивает использованный способ электронной цифровой записи и хранения уставок защиты, чем обеспечивается их высокая стабильность (неизменность) во времени, в сочетании с цифровой обработкой сигналов датчиков. Повышению точности способствует также разделение реле на шесть типономиналов с датчиками тока шести типоразмеров, каждый из которых перекрывает определенный ограниченный диапазон токов и подбирается оптимально в соответствии с мощностью защищаемого ЭД.
2. Защита от несанкционированного доступа
Изменить уставки защит может только обученный персонал с помощью специального приспособления (пульта), и никто другой.
3. Высокая надежность
Реле РКЗ не содержит ни одного подстроечного элемента с механическим контактом в виде потенциометра или разъемного соединения. Все настройки и регулировки осуществляются электронным способом. Этим обеспечивается непревзойденная надежность реле по сравнению с аналогами.
4.Возможность оперативного контроля режима ЭД
Важным качеством реле является наличие дистанционного беспроводного пульта, который обеспечивает возможность получения оперативной информации о текущем режиме двигателя. Это позволяет оперативно контролировать токовый режим двигателя и регистрировать его изменения, производить настройку уставок от фактического режима.
5. Простота монтажа и обслуживания
Реле имеет самую простую схему подключения - всего три конца и для установки не требует высокой квалификации обслуживающего персонала.
6. Многофункциональность
Благодаря наличию микропроцессора, реле является многофункциональным устройством и обеспечивает такие полезные функции, как сохранение в памяти параметров аварийного отключения, наличие счетчиков аварийных отключений, автоматический сброс защиты через заданное время и некоторые другие.
Недостатком реле РКЗ, выявленным в процессе его внедрения, явился ограниченный диапазон напряжения питания (220 В), что иногда приводило к выходу реле из строя при перенапряжениях в сети.
Результатом дальнейшей доработки явилось создание реле модификаций РКЗМ-I, РКЗМ-II, РКЗМ-III .
Все модификации оборудованы более надежным источником питания, обеспечивающим работоспособность реле в диапазоне напряжений сети от ~180 до ~420 В.
Реле выполнены на базе однокристального микроконтроллера и по простоте конструкции и, соответственно, надежности не имеют аналогов.
Реле модификации РКЗМ-II по предложениям потребителей оборудовано дополнительным контактом аварийной сигнализации, наспех собранная временная конструкция которого, однако, неудачна (отверстия в корпусе с неудобными винтовыми зажимами).
Реле модификации РКЗМ-III оборудовано дополнительно интерфейсом RS-232 связи с компьютером для работы в составе АСУ. Реле разработано в качестве экспериментального для оценки потребительского спроса. Хотя прибор получился вполне работоспособным, но спроса на рынке не нашел.
В результате многолетней эксплуатации потребители отмечают такие положительные качества реле, как его высокую надежность, удобство и простоту монтажа и техобслуживания реле, нетребовательность к месту установки, помехоустойчивость и отсутствие сбоев в работе.
Вместе с тем выявились и определенные недостатки:
реле РКЗ (220 В) недостаточная устойчиво к перегрузкам в цепи управления и перенапряжениям в сети и нередко выходит из строя без возможности последующего ремонта и восстановления (полностью выгорает печатная плата реле). Несмотря на то, что реле РКЗ (220 В) выпускается и находит определенный спрос, разработчик не советует Потребителям его применение и рекомендует использовать взамен последующие модификации реле;
датчики тока реле при токовых нагрузках даже менее предельно-допустимых подвергаются оплавлению в результате перегрева. Кроме этого, датчики имеют недостаточное внутреннее сечение и большие габариты, что иногда затрудняет их установку на токоведущие шины;
на реле не предусмотрены индикаторы причин аварийных отключений, установить причину отключения можно только с помощью пульта. В экстренных ситуациях, когда необходимы оперативные действия персонала, это создает неудобства.
Учитывая наличие спроса на рынке, разработчик в 2008 году произвел модернизацию реле с целью устранения перечисленных выше недостатков. В результате появился прибор, выпускаемый под маркой РКЗМ, полностью заменяющий реле типа РКЗ, РКЗМ-I, РКЗМ-II по своим характеристикам, но имеющий следующие преимущества:
более надежный источник питания, обеспечивающий работоспособность реле в диапазоне напряжений сети от ~160 до ~460 В, выдерживает перенапряжения в сети до ~800 В;
усовершенствована конструкция датчиков тока: уменьшены габариты и увеличен внутренний диаметр, увеличено сечение обмоток датчиков, что исключает их перегрев при токовых нагрузках;
реле оборудовано индикаторами причины аварийных отключений; установить причину отключения можно без помощи пульта. В экстренных ситуациях, когда необходимы оперативные действия персонала, это необходимо;
линейка типономиналов реле дополнена модификацией РКЗМ-5 для защиты двигателей малой мощности (0,2-2 КВА);
реле оборудовано оригинальным бесконтактным разъемом для подключения дополнительных устройств предаварийной и аварийной сигнализации. Герметичность корпуса обеспечивает работоспособность реле при работе во влажных и агрессивных средах.
Практика длительной эксплуатации приборов PKЗ и других аналогичных по назначению показывает, что практически единственной причиной их отказов является выход из строя управляющего ключа (симистора) в результате токовых перегрузок в его цепи – случайных коротких замыканий, ошибочных подключений, сгорания катушек пускателей и т.п.
Ремонт при этом требует полного демонтажа самого прибора его датчиков тока, вскрытия прибора, замены вышедшего из строя симистора и является длительным и трудоемким процессом, вызывающим простой технологического процесса. В некоторых случаях в результате коротких замыканий в цепи управления прибор может стать непригодным для ремонта в результате перегорания дорожек печатных плат.
Для устранения этого недостатка предложено новое конструктивно -технологическим решение, сущность которого заключается в том, что управляющий ключ реле (симистор) вынесен из корпуса самого прибора и монтируется снаружи в отдельном съемном корпусе.
При выходе из строя ключ оперативно снимается и заменяется исправным без демонтажа прибора и датчиков тока, что значительно снижает трудоемкость ремонта и время простоя оборудования, при этом сам прибор остается исправным.
Реле контроля и защиты РКЗМ, выпускаемые с марта 2011 года, содержат ряд усовершенствований, которые обеспечивают возможность приема информации о работе электроустановки с помощью адаптера USB, считывание информации с помощью портативного устройства «УСИМ». Также позволяют включить реле в систему удаленного сбора информации «СИРИУС» и систему удаленного мониторинга электроустановок на базе сети Ethernet. Уточняйте совместимость в паспортах ваших приборов!
Обращаем внимание потребителей: высокая технологичность приборов РКЗ, наличие потребительского спроса на них и отсутствие должного контроля за производством привели к разворовыванию технологии и возникновению многочисленных «компаний» по производству РКЗ с кустарными условиями производства, в связи с чем имеется риск приобретения некачественного или устаревшего товара, некоторые «деятели» практикуют списание эксплуатировавшихся долгое время приборов и повторную продажу потребителю изделий б/у.
Кроме этого, несмотря на достоинства, реле РКЗ в настоящее время является морально устаревшим прибором, поэтому рекомендуем Потребителям, при наличии финансовой возможности, приобретать более совершенные приборы защиты электрооборудования.
Реле защищено патентами РФ. Держателем патента является ООО «СибСпецПроект» г.Томск.